Кыргызстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Политика20 августа 2014 5:00

Иса Омуркулов - своему преемнику: «Чтобы Бишкек расцвел, работать нужно много и качественно»

Экс-мэр дал «Комсомолке» эксклюзивное интервью о работе на посту мэра и скандальном уголовном деле
В бытность мэром Омуркулов, по его собственному признанию, многого сделать не успел. Но не исключает возможности вернуться в большую политику и продолжить миссию. Фото: meria.kg

В бытность мэром Омуркулов, по его собственному признанию, многого сделать не успел. Но не исключает возможности вернуться в большую политику и продолжить миссию. Фото: meria.kg

Громкий процесс по делу экс-мэра Бишкека на начальном этапе завершился в пользу подсудимого. Октябрьский суд столицы признал его невиновным в умышленном сокращении парковой зоны на 16 гектаров. Прокуратура вердикт Фемиды опротестовала, подав апелляцию в вышестоящую инстанцию. Пока Горсуд будет разбираться в парковом деле, мы решили вспомнить, чем отличился чиновник в бытность главой муниципалитета, и сравнить работу трех мэров - железнодорожника Тюлеева, транспортника Омуркулова и таможенника Кулматова. Кто из них стал хорошим хозяином города, решать горожанам.

Ни селу, ни городу

- Иса Шейшенкулович, почему мэрия остается полупарализованным органом, неспособным быстро и четко решить городские проблемы? У каждого вновь пришедшего на этот пост чиновника свое видение развития Бишкека и повышения качества жизни горожан, но дальше слов обычно дело не идет. Если и есть какие-то достижения, их мало, особенно на фоне общей разрухи и деградации. Что не дает нам развиваться и процветать?

- Причин много - как субъективных, так и объективных. Конечно, каждый мэр, и я не исключение, будет говорить о том, что старался работать на совесть. Я принял город в сложное время. Апрельские события: пожары, погромы, мародерства, захваты административных зданий и земель. И ни одного милиционера на улицах столицы. Чтобы отстоять Бишкек и остановить этот беспредел, мы собирали дружинные отряды из числа адекватных, здравомыслящих горожан…

С чем я столкнулся, заступив на должность?

Кольцо вокруг города, образовавшееся до революции из-за беспорядочного захвата земельных участков, душило Бишкек. 47 поселений, где не было ни инфраструктуры, ни соцкультобъектов, нужно было поднимать с нуля. Не хватало денег. Все усилия городских чиновников, распыляясь, не приносили результатов. К сожалению, власти не смогли в свое время принять правильное решение. Этих сел либо вообще не должно было существовать, либо на их развитие нужно было выделять крупные суммы из республиканской казны. А у нас предназначенные столице деньги утекали в жилмассивы, на строительство школ для местного населения и создание инфраструктуры. Из-за неправильного формирования городского бюджета получилось так: не нам и не вам, ни селу и ни городу. Да и Бишкеку выделялось недостаточно средств. Думаю, нынешний мэр тоже ограничен в своих действиях, поэтому ждать от него ярких прорывов нет смысла.

Недовольство бишкекчан из-за передачи соток в частные руки росло. Причем спорные участки были выданы до моего прихода на пост мэра. В городе на каждом углу устанавливали павильоны и комки. А что творилось вокруг столичных базаров! Даже на остановках умудрялись разбивать мини-рынки. Обшарпанные здания, разбитые дороги. В 2010 году в Бишкеке не было нормальных улиц, за исключением двух-трех. При мне отремонтировано 118 километров дорожного полотна. За последний год таких капитальных ремонтов не проводилось. Реконструировано более 200 остановочных комплексов. При этом из городского бюджета на это не выделялось ни копейки - выкручивались за счет спонсоров.

- В любой другой стране наведение порядка в столице - нормальное явление, прямая обязанность городских властей. Почему у нас этим принято хвалиться и ставить себе в заслугу?

- Я никогда не хвастал и не пиарился. Если нет «выхлопа», никакой пиар не поможет. Напротив меня часто критиковали, «щипали» со всех сторон.

- Значит, было за что?

- Иногда, да. И я старался оперативно устранять промахи. А на волну черной пиар-кампании, которую то и дело поднимали в СМИ, не имело смысла реагировать, что-то доказывать, оправдываться, разбираться в судах. Время все расставит по своим местам.

Автобус не тронется, хаос останется

- Вам ставили в укор упавшую на площади новогоднюю елку, бестолковые траты на однолетние петуньи в горшочках. Чего только стоила скандальная история с приютом «Светлый путь». Какие ошибки готовы признать?

- Ну, елки-палки, упала елка. Тут деревья падают и убивают людей. Что касается истории с приютом, никто выгонять сирот на улицу не собирался. Такой шум подняли на ровном месте. Забыли припомнить мне еще 10 соток земли, которые отвоевал в парке Ататюрка у конноспортивной школы. Омуркулов лишил детей возможности кататься на лошадях! А незаконные постройки и выпас животных в парковой зоне - это нормально?

Не по душе пришлись наши усилия по озеленению города? В Стамбуле посадочный материал меняют в течение года пять раз…

- Они себе могут это позволить.

- Вот именно. А мы - нет. Ну, скажите, какой «бюджетный» цветок можно посадить вместо петуньи, чтобы цвел с весны до осени? Розы стали высаживать только в 2012 году, им нужно время, чтобы начать цвести. Поэтому петуньи были временной вынужденной мерой. Город должен утопать в цветах, а у нас откосы по центральным улицам стояли засохшие. Мы обводнили эти участки, озеленили. И ничего крамольного в том, чтобы выделять на облагораживание столицы деньги из городского бюджета я не вижу.

Конечно, невозможно быть хорошим для всех. Не было предела возмущению, когда стали наводить порядок на Ошском, Аламединском, Ортосайском рынках, искоренять стихийную уличную торговлю, запретили выдачу разрешений на установку больших билбордов... Город - это огромное хозяйство, и требуется много времени, чтобы прибраться в нем.

- Что не успели сделать?

- Я начал разработку плана детальной планировки Бишкека, занимался вопросом мусоропереработки. Почему до сегодняшнего дня такой город-миллионник не имеет своего завода по переработке мусора? Когда начали разбираться, вести переговоры, стало понятно, что ни один инвестор не готов вкладывать деньги. Просто невыгодно. Европейский банк реконструкции и развития выдал полмиллиона евро на мониторинг и, тщательно изучив процесс образования, уборки и складирования мусора, мы пришли к выводу, что нужно строить сортировочную фабрику. Нам согласились выделить еще 22 млн евро (11 из них - в виде гранта) на строительство двух линий, новых площадок для сбора отходов, закупку техники и контейнеров. К сожалению, довести до конца это дело не успел, как и улучшить инфраструктуру в южной части Бишкека.

- А что вам мешало за четыре года разобраться с маршрутками? По специальности, вы - инженер-механик, трудовую деятельность начинали в пассажирском автопарке и хорошо знакомы с организацией пассажирских перевозок, а грязные, набитые битком бусы так и остались кошмаром для горожан.

- Я занимался этой проблемой. Только закуп большой партии многоместных автобусов, может ее решить. Мы успели приобрести первую партию - несколько десятков троллейбусов, планировали купить еще 500 автобусов. Была договоренность с Евразийским банком о приобретении их под льготные условия. Они очень дорогие. Один стоит порядка 80-90 тысяч долларов. Плюс к тому, в пригороде нужно строить нормальные дороги, чтобы общественный транспорт мог там ходить. Если правительство сможет сегодня выкроить эти деньги и закупить автобусы, маршрутки исчезнут с улиц Бишкека. Нет - хаос на дорогах останется.

- По вашему мнению, что должен и может сделать для города ваш преемник?

- Работать. Много и качественно. Я вижу, что ему сложно, и посоветовал бы пристально присмотреться к кадрам и не рубить с плеча. Трудно найти хороших организаторов и исполнителей, готовых вкалывать за зарплату в 5-7 тысяч сомов. За опытных и подготовленных людей нужно держаться.

- Ваша команда ушла с вами?

- Многих ушли, скажем так.

- Как сегодня реагируют горожане, когда встречают вас на улице?

- Просят сделать совместное фото, искренне желают удачи.

- Что и неужели ни разу не ругали?

- Честное слово, ни разу.

«Вернусь в большую политику»

- Уголовное дело по подозрению в незаконном утверждении границ парка, заведенное в декабре прошлого года, стало для вас неожиданностью?

- Да. Вопросы, касающиеся выделения территорий под строительство, особенно в парковой зоне, волновали всех. И с первого дня мне пришлось с этим бороться. После революции были попытки захватить сотни гектаров земли, но мы никому не давали возможности урвать ни один квадратный метр. И вдруг такое обвинение!

- А все-таки, почему покинули свой пост?

- Какой был смысл цепляться за кресло? Задели мою честь. Я просто не имел морального права оставаться на этой должности. На следующий же день после того, как прокуратура завела уголовное дело, написал заявление об уходе, ни с кем не согласовывая свое решение, не советуясь и не надеясь на поддержку. Нас с президентом действительно связывает многолетняя дружба. У нас всегда были ровные отношения, мы находили общий язык, прислушивались друг к другу. Возможно, в моей работе, по его мнению, было что-то не так. Но грубых нарушений я не допускал, не злоупотреблял служебным положением.

- И тем не менее, злоупотребление служебным положением - один из пунктов выдвинутого против вас обвинения.

- Это фиктивное дело. Суть в том, что в 2011 году по предписанию прокуратуры города мы утвердили границы парка Победы им. Асанова. До этого момента границы не были определены. Есть только постановление Городского совета депутатов трудящихся от 1979 года о закладке парковой зоны площадью в 20 гектаров земли. Все. Больше никаких официальных бумаг. В 2011-м, после изучения материала, городские службы дали свое заключение, и комиссия приняла решение о принятии постановления об утверждении границы парка с площадью территории в 33, 92 гектара. Я его подписал. И вдруг, спустя три года, на меня заводят уголовное дело за превышение полномочий и уменьшение парковой зоны на 16 га. Во-первых, решение таких вопросов - в компетенции именно мэрии, а не горкенеша. Межевание границ - наша прямая обязанность. Во-вторых, что означает формулировка «уменьшил территорию парка на 16 гектар для последующего незаконного предоставления этих земель в собственность и аренду, что повлекло за собой тяжкие последствия». Где доказательства того, что парковая зона была сокращена? Какие последствия? Какой ущерб? Никаких кусочков не отсекали, под строительство не отдавали и даже не помышляли отдать. Это как если бы после ссоры с соседом меня стали судить за убийство. Так сказать, авансом, на всякий случай.

- Тогда, может быть, скажете, кому помешал Омуркулов?

- Не хочется думать, что это политическая игра. Посмотрим, как будут развиваться события. Я в оппозиции с 2000 года. И во времена Акаева, и во времена Бакиева против меня и моих близких возбуждали уголовные дела, угрожали, запугивали, взрывали мой дом, хотели выдавить меня из страны. Но я никуда не уехал и даже тогда имел более четкое представление о том, что происходит. А сегодня не понимаю, в чем меня обвиняют.

- Впереди еще судебные процессы. Какого решения ждете от правосудия?

- Объективного. Надеюсь на оправдательный приговор.

- Если с вас полностью снимут все обвинения, снова займете влиятельную должность?

- Я еще не исчерпал свои ресурсы, и готов применить накопленный опыт. Конкретно еще не думал, чем заняться, и думать пока не хочется. Сложно строить какие-то планы, когда больше полугода тебя таскают на допросы и по судам. Но не исключено, что вернусь в большую политику.