Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды7 октября 2010 9:00

Худрук балетного хореографического училища Айгуль Мураталиева: «Мы выпускаем здесь штучный материал»

Заслуженный деятель КР поделилась с «Комсомолкой» своими мыслями
Источник:kp.kg

«Наши преподаватели танцевали еще при царях» - Айгуль Манайкуловна, расскажите, где вы получили такое редкое для Кыргызстана образование? - Когда мне было 10 лет, Ленинградское хореографическое училище объявило набор учеников. Отборочный тур проходил здесь, в Куренкеева, а потом мы поехали в Ленинград. Уже там из 12 детей оставили лишь шестерых, в число которых попала и я. Вспоминаю, как половина не прошедших плакали от того, что не прошли, а я плакала от того, что буду далеко от родителей. Это было в далеком 1960 году, с тех пор уже полвека прошло. Проучились мы там восемь лет, получили диплом по специальности артист балета. - Чем запомнилась учеба в знаменитом на весь мир училище? - Многим, но педагогами – больше всего. Нам преподавала заслуженная артистка РСФСР, балерина Евгения Бибер, которая танцевала еще при Николае II, представляете? Кроме нее были и другие, получившие первоклассное образование еще при царях, в царской России. - Преподавать стали сразу после возвращения на родину? - Далеко не сразу. Когда мы вернулись с учебы, нас приняли на работу в театр оперы и балета. Там я проработала 21 год. Столько постановок за это время было, что не сосчитать сегодня. За 21 год был неоднократно сыгран весь репертуар, были и отдельные концертные номера. В театре я считалась корифейкой (танцовщица, занимающая первые места в группе танцующих). Интересно вышло, что уволилась я из театра 1 числа, и в тот же день устроилась на работу сюда, в балетное училище, в котором работаю вот уже 16 лет.

Бывший худрук Михайловского театра Фарух Рузиматов (в центре) с Айгуль Мураталиевой. Слева - ее ученик Саша Омар.

Бывший худрук Михайловского театра Фарух Рузиматов (в центре) с Айгуль Мураталиевой. Слева - ее ученик Саша Омар.

- Вы всегда хотели преподавать? - Думаю, да. Мне всегда это нравилось из-за внутренней уверенности в том, что я делаю свою работу правильно и грамотно. Я преподаю через свои ощущения. Вспоминаю, как делала те же движения в свое время, какие мышцы и где держала, и все это передаю своим ученикам. Когда я еще танцевала, я очень хорошо вращалась, даже в театре соревновалась с мужчинами. Все это хочется передать своим ученикам, всему хочется их научить. «Мне нужно слепить лебедя из утенка» - Что самое трудное в вашем деле? - Сделать из ребенка со средними данными звезду. Понимаете, мне нужно из гадкого утенка вылепить прекрасного лебедя, а это легким делом никогда не было. Вообще, редко встретишь одаренного ребенка со всеми данными, зато есть и такой парадокс – ребенок все данные имеет, а в голове пусто. Бывает и наоборот – данных нет, но человечек умом понимает, что должен работать. Из такого ребенка иногда получается слепить лучшего ученика, чем из того, у которого есть природные данные. Мы выпускаем здесь штучный материал. Можем взять 40 человек, а выпустить из них только десятерых. Это происходит не только из-за недостатка таланта, у кого-то со временем может просто измениться структура тела, потому что природа и возраст свое берут, кто-то не выдерживает нагрузок, вот и остаются единицы. - Что может вас огорчить в ученике? - Это происходит тогда, когда ты работаешь с ребенком, вкладываешь в него, репетируешь месяцами, а потом, уже на концерте, он выходит на сцену - и вдруг не получается. Это ведь минутная вариация, без возможности сделать все снова. - У вас наверняка есть кумиры из мира балета? - По внутреннему миру и его содержанию мне всегда нравилась величайшая балерина Галина Уланова. Она могла передать состояние своей души в танце. Вспомнить хоть бы ее знаменитый бег в «Ромео и Джульетте», где она не просто бежит, а летит по сцене. По технике меня привлекает другая балерина - Екатерина Максимова. Сегодня техника шагает вперед и в балете. Недавно мой ученик показал мне видеозапись, на которой одна японка делает восемь пируэтов на пальцах, представляете? Раньше балерина могла сделать 3-4, не больше. Да и вообще, японцы с китайцами всех задавили во многих сферах. Недавно был конкурс в болгарской Варне, где я встретила нашу народную артистку Айсулуу Токомбаеву, которая сейчас работает в Турции. Так вот, она верно отметила, что китайцы с японцами будто из другого теста слеплены, а мы, кыргызы, с ленцой народ, надо признать. - Кем восхищаетесь по жизни? - Своим отцом Манайкулом Мураталиевым. Он научил меня педантичности, скрупулезности, пунктуальности, аккуратистом был до предела. Он был академиком филологии в Академии наук. Эти качества, которые перешли ко мне от него, я пытаюсь донести и до своих учеников.

Те самые «Три лучших ученика». Все они выросли и уехали. Теперь им рукоплещут зарубежные зрители.

Те самые «Три лучших ученика». Все они выросли и уехали. Теперь им рукоплещут зарубежные зрители.

«На голодный желудок искусства не будет» - Каков уровень культуры в нашей стране? - О стране судят по ее культуре. На каком уровне она – на том и страна. В последнее время на нее мало кто обращает внимание, больше времени отводя на эстраду и спорт. Нам даже обидно становится, спортсменам раньше всегда давали специальные талоны на питание, а нашим детям, которые учатся здесь – нет. Государством выделено по 65 сомов в день на питание наших воспитанников, которые живут в интернате при училище. Попробуйте на такие деньги в наше время три раза в день поесть. Уровень культуры требует возрождения. Судите по Кыргызскому драматическому театру, в котором начали делать ремонт несколько лет назад и до сих пор его не закончили, а актеры театра все это время фактически сидят без работы. Вот и уровень культуры в нашей стране. - Какие меры можно предпринять, чтобы реанимация культуры все же случилась в ближайшее время? - Все зависит от финансирования и духовности. В балет никто не вкладывает, сейчас людям не до высокого искусства. Компьютеры и телевизоры стерли духовность, которая все-таки должна воспитываться с пеленок семьей и школой. Раньше, в советское время, даже абонентские спектакли были. В театре всегда знали, какая школа придет на этот раз, а сейчас нет даже этого. Нужно вкладывать деньги в искусство, потому что на голодный желудок ничего не сделается. А талантов у нас много, просто многие из них уезжают из-за невостребованности. - Преподавание – огромный труд, требующий постоянно держать марку. Как получается не сорваться, не бросить? - Когда я получаю новый класс, то сразу смотрю, из кого и что можно вытянуть, кто пойдет до конца, а кто бросит. В начале прошлого года я как раз получила класс. Это был третий год обучения. Полгода мы притирались, еще полгода ушло на то, чтобы они начали меня понимать. Второй год пошел, и я точно знаю, что правильно взяла девять человек, каждый из которых выпустится. Тут главное – верить в то, чем занимаешься, что делаешь, тогда и стресса не будет, а работать станет в радость. - Во что вы верите больше: преподавателем нужно родиться или можно стать? - Считаю, что им нужно родиться. Потому что надо любить детей, в первую очередь. Надо знать свою профессию досконально, свой предмет. Призвание должно быть в любом случае. Бывает и так, что работают и начинают преподавать, но чаще нет. Детей нужно заинтересовать, чтобы они почувствовали вкус сцены, когда впервые на нее выходят, вкус выступления, когда выступают. Привьешь им вкус – и все будет хорошо. Как говорил один мой педагог, балет – это болото, из которого не вылезешь, если однажды уже залез. «Все это было не зря» - Расскажите о тройке ваших самых известных выпускников. - Нурлан Конокбаев – ведущий солист театра имени Абая в Алмате. Артем Поздеев – солист театра в Перми, Саша Омар – солист Михайловского театра. Учились они у меня с 1 класса, восемь лет. Помню, в предвыпускном классе Артем, который был лидером в классе, поступил в Пермское училище и уехал. Его место занял Сашка Омар. Он был буквально одержим балетом. Занимался и актерским мастерством, и бальными танцами. Он тоже уехал. В Санкт-Петербург. Знаете, у нас ведь обязательно должен быть лидер для внутреннего соревнования, конкуренции. И когда уехали эти двое, у меня остался Нурлан Конокбаев. Он самый маленький был, но очень старался быть первым, но рост тогда не позволял. Теперь же из того маленького мальчика превратился в такого красивого юношу. Эти ребята - самые мои яркие выпускники. - Что самое большее, что дали вам ученики? - Когда Нурлан Конокбаев пригласил меня на премьеру спектакля «Дон Кихот» в Алмате, я поняла, что я счастливый человек. Видеть на сцене своего ученика, который танцует ведущую партию с таким блеском – это ли не счастье для преподавателя? Поэтому, когда я вижу, как танцуют мои ученики, я чувствую, что все было совсем не зря. - Вы жалеете о чем-нибудь? - Нет, у меня нет сожалений ни о чем. Если бы я могла прожить жизнь заново, то ничего бы в ней не изменила. - Дайте три любых совета. - Будьте в ладах с самими собой внутри. Не сетуйте на жизнь, улучшайте ее. Верьте в лучшее и будьте здоровы.