Кыргызстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное26 января 2024 10:42

НПО осуществляют свою деятельность не в интересах Кыргызстана

Эти организации защищают интересы тех государств, которые финансируют их деятельность
Источник:kp.kg
Кыргызстан – суверенное государство. Тем не менее, активность неправительственных организаций, финансируемых иностранными государствами и вмешивающихся в политические процессы страны почти во всех сферах.

Кыргызстан – суверенное государство. Тем не менее, активность неправительственных организаций, финансируемых иностранными государствами и вмешивающихся в политические процессы страны почти во всех сферах.

В Кыргызстане продолжается борьба с внешним влиянием на внутренние дела страны посредством НПО. Комиссия Жогорку Кенеша, занимающаяся конституционным законодательством, государственным устройством, вопросами судебно-правовой системы и процедурными правилами, оценила внесенные изменения в законодательство "О некоммерческих организациях" и Криминальный кодекс Кыргызской Республики на второй стадии чтения. Законопроект предложен широкой группой депутатов. После ведения дебатов, законодатели выразили свое одобрение к предложенным изменениям.

Данный проект был разработан в ноябре 2022 года и направлен на усиление надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Согласно словам инициаторов, такие меры критически важны для гарантирования прозрачности и доступности информации о деятельности НКО.

Этот законопроект спровоцировал значительный общественный интерес и на протяжении нескольких лет активно обсуждается на разнообразных площадках по всему государству. Отдельные представители гражданского сообщества решительно выступают против его принятия, в то время как другие стороны активно поддерживают эту инициативу.

Предлагаемые изменения, согласно замыслу создателей документа, значительно увеличат юридические и политические требования к учреждению и функционированию неправительственных организаций. Такие меры предназначены для обеспечения прозрачности и доступности информации о их деятельности. Это также затронет структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций, исполняющих функции представительств, и организаций, получающих финансовые средства и другое имущество из заграничных источников.

Ветеран спецслужб Кыргызской Республики, Динмухамед Алмамбетов, на протяжении многих лет обращает внимание на отрицательное воздействие большинства западных НПО на национальную безопасность страны.

«Кыргызстан – суверенное государство. Тем не менее, активность неправительственных организаций, финансируемых иностранными государствами и вмешивающихся в политические процессы страны почти во всех сферах – от управления до образования, здравоохранения, экономики, фискальной политики и безопасности, – оказывает негативное влияние на суверенитет нашей республики. Эти организации защищают интересы тех государств, которые финансируют их деятельность», - подчеркнул эксперт.

Алмамбетов подчеркнул насущную необходимость в принятии закона «О неправительственных некоммерческих организациях». «Наше государство должно иметь возможность контролировать НПО и регулировать деятельность тех из них, которые действуют вопреки интересам нашей страны. По сути, это диверсионные группы, угрожающие нашему государственному устройству и суверенитету. Необходимо поддерживать те общественные объединения и фонды, которые работают в интересах нашей страны», - отметил он.

Эксперт напомнил, что первые НПО появились в Кыргызстане в начале 90-х годов благодаря приходу американских волонтеров из Корпуса мира, которые обучали детей английскому языку и пропагандировали западные ценности. «С приходом иностранных грантодателей начался хаос во всех сферах жизни. Сейчас большинство наших проблем – это результат деятельности международных НПО. Они выдают гранты и ставят перед ними определенные задачи, соответствующие их интересам, но не нашим, угрожая тем самым национальной безопасности», - добавил он.

«Вносимые в действующее законодательство поправки обеспечат защиту интересов государства и общественной безопасности, а также нравственности и здоровья населения, с учетом национальных и религиозных чувств граждан», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Авторы документа подчеркивают «необходимость разработки и принятия законодательства, которое эффективно регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением гражданами права на объединение, и закрепляет особенности создания, функционирования, реорганизации и ликвидации некоммерческих неправительственных организаций».

Давно насущными стали поправки в законодательство, так как определенные неправительственные организации в Кыргызстане выступают инструментом вмешательства иностранных государств во внутренние дела республики.

Противники законопроекта в социальных сетях и средствах массовой информации высказываются о том, что Кыргызстан взял за основу некоторые недемократичные элементы российского законодательства для своего проекта. Однако стоит отметить, что подобные законодательные нормы существуют также в странах Европы и Соединенных Штатов Америки. Интересно, что в тех же США закон, регулирующий деятельность НПО, был принят еще в 1938 году и с тех пор неоднократно ужесточался, чтобы исключить возможность вмешательства иностранных организаций во внутренние дела страны.

Политик и бывший депутат Евгения Строкова выступает в поддержку закона, считая, что в документе предусмотрен необходимый государственный контроль над содержанием уставов организаций и их реальной деятельностью. Она указывает на то, что многие НПО и НКО заявляют в своих уставах о занятии, например, экологической деятельностью, но на деле участвуют в политических процессах страны и пытаются влиять на них. По ее мнению, бурная реакция неправительственного сектора на законопроект обусловлена страхом перед реальным контролем со стороны государства. По ее словам, некоторые НПО имеют непрозрачные бюджеты и действуют не в интересах Кыргызстана, а в интересах иностранных государств-спонсоров.

«Я убеждена, что такой контроль необходим, учитывая, что эти организации часто провоцируют различные события, создают напряженность и, невзирая на наши желания, оказывают влияние на общественное мнение. Они могут довести до абсурда любую проблему и использовать ее для дестабилизации обстановки в стране, представляя угрозу нашей безопасности и государственности. Поэтому важно взять эти процессы под государственный контроль», - подчеркнула Строкова.

Игорь Шестаков, директор Центра экспертных инициатив "Ой Ордо" и политолог, высказал свое мнение по вопросам, связанным с деятельностью неправительственных организаций и присвоением статуса "иностранных агентов" некоторым из них в Кыргызстане. "По нашим данным, в стране зарегистрировано свыше 30 тысяч различных НПО, многие из которых активно занимаются социальными и общественно значимыми проектами. Но, как показывает мой опыт, финансирование социально ориентированных НПО зачастую значительно уступает тем, которые сосредоточены на демократических реформах. В последнее время наблюдается формирование «традиционных» фондов, поддерживающих именно эти направления. Это вызывает вопросы о том, кто выступал основным спонсором и инициатором таких проектов, особенно в периоды ключевых событий в истории страны, например, во время революции 2005 года", - отметил он.

Существует ряд основных причин, по которым некоторые страны склонны ограничивать финансирование образовательных и политических организаций из-за рубежа. Это включает вмешательство внешних интересов: финансирование со стороны иностранных государств может нести в себе внешние интересы и вмешательство во внутренние дела, что может привести к формированию общественной среды, не отвечающей национальным интересам и ценностям.

Подрыв суверенитета: финансирование от внешних источников может быть связано с условиями или требованиями, противоречащими интересам и целям суверенитета государства, создавая зависимость и ограничивая автономность в принятии решений. Риск дестабилизации: поддержка образовательных и политических организаций со стороны других государств может стать причиной дестабилизации и конфликтов внутри страны, вызывая напряженность и противостояние между различными общественными группами.

Разнородность ценностей: финансирующие государства могут придерживаться различных ценностей, что может привести к конфликтам между национальными и иностранными ценностями, нарушая социокультурную стабильность. Безопасность и контроль: страны могут опасаться использования финансирования для шпионажа, подрыва структур безопасности или даже создания организаций, целью которых является подрыв государственной безопасности. Управление и контроль над образовательными и политическими институтами являются ключевым элементом для сохранения стабильности и самоопределения нации, поэтому некоторые страны принимают меры для минимизации влияния внешних акторов как в в этих сферах, так и в других ради сохранения суверенитета.